Фондовый рынок. Спекуляции или инвестиции?

Фондовый рынок как организованный рынок торговли ценными бумагами включает в себя рынок акций, облигаций, различных производных финансовых инструментов (фьючерсы, форварды, опционы и т.д.).

Новейшая история фондового рынка России охватывает двадцать лет интенсивного развития биржевой деятельности. В 1992 году создана ММВБ, в 1995 появляется классический рынок РТС. Фондовому рынку и ценным бумагам российских компаний посвящены сотни сайтов, в котировальных списках фондовых бирж находятся сотни различных ценных бумаг, в отрасли работают десятки тысяч специалистов: аналитики, трейдеры, брокеры и т.п. За фондовым рынком сейчас, наверное, следят все: от школьников до бабушек на кухнях.

Экстраполируя на остальной, более развитый в этом вопросе мир, сложно даже представить те объемы, которые охватывает мировой фондовый рынок.

Эта статья – не очередной текст в многотысячном списке информации о том, как интересен и привлекателен фондовый рынок. Я хотел бы раскрыть лишь одну из сторон участия в этом мероприятии, тщательно скрываемую специалистами фондового рынка.

 

В последнее время Интернет и средства массовой информации интенсивно завлекают граждан, обладающих некоторыми сбережениями, стать трейдерами. «Был бедным менеджером, стал богатым трейдером». «Рынок прошел дно и впереди – только подъем!». «Девятнадцатилетний студент, торгуя акциями, стал миллионером!». «Не надо ходить на работу – надо становиться инвестором и зарабатывать, не выходя из дому!» – подобными слоганами пестрят баннеры в Интернете и страницы уважаемых изданий.

Вот и поговорим об инвестициях в фондовый рынок. Поговорим об акциях, ведь остальное инвестициями назвать сложно: облигация – это долг, кредит, а производные на то и производные, что не имеют никакого отношения к реалиям. Так что же такое деятельность на рынке акций – инвестирование своих кровных средств в деятельность акционерных обществ, а значит в российскую экономику, или же спекуляции типа «купи-продай»? Разберемся…

Итак, из словарей мы знаем, что акция – это ценная бумага, удостоверяющая владение частью акционерного капитала и дающая право на получение дивидендов и, как правило,  участие в деятельности компании. С этим все достаточно ясно: я купил акцию, а значит стал акционером, или как говорил Леня Голубков (лицо МММ), партнером. Но куда делись мои денежки за эту акцию? Ушли в компанию? Как бы не так. Почему?

 

Чтобы объяснить этот факт, расскажу, зачем акционерное общество выходит на организованный рынок ценных бумаг. Ведь с точки зрения владельцев общества как-то неразумно делиться своими акциями с какими-то совершенно посторонними людьми. Подумайте сами, вы создали бизнес, он приносит вам доход, а вы вдруг ни с того ни с сего решаете продать долю в бизнесе каким-то незнакомцам! Разумно? Нет, конечно. Значит, есть какая-то выгода, коль акционеры решаются на IPO – первоначальное публичное размещение своих акций.

Коротко отмечу, что IPO по зубам только настоящим акулам бизнеса. Компания, желающая провести IPO, должна обладать грамотной стратегией своего развития, высокими темпами роста бизнеса и уровнем его рентабельности, устойчивой позицией на своем рынке, современной организацией управления и прозрачностью деятельности, отчетностью в соответствии с МСФО и положительным реноме. И, разумеется, компания должна быть готова выложить кругленькую сумму за выход на биржу: стоимость размещения акций на бирже может достигать 6% от объема. При этом гарантии, что эти расходы окупятся, никакой, как и в любом бизнес-решении.

И все равно индустрия IPO развивается, все больше и больше предприятий размещают свои акции на организованных рынках. Причина тому проста – нехватка оборотных средств для собственного развития, нехватка инвестиций в развитие бизнеса.

 

Вот классические этапы развития фондов успешной компании:

  • Сначала, на первых порах, в компанию инвестируют акционеры, создавая уставный капитал.
  • Потом, как предприятие накопит определенную историю, заработает устойчивые активы и репутацию, привлекаются коммерческие кредиты. Кредиты, особенно долгосрочные, со скрипом, но тоже можно назвать инвестициями. Несмотря на их обязательный возврат, они привлекаются в первую очередь для развития предприятия и с целью улучшения его финансового положения.
  • Когда кредитов становится недостаточно или же их привлечение становится затруднительным, компания может проводит программы облигационных займов, срок погашения которых, как правило, заметно больше кредитных. Выпуск облигаций как ценных бумаг уже начинает характеризовать предприятие с определенной стороны. Выпуск облигаций часто предтечей IPO: компания таким образом зарабатывает свою репутацию, повышает свою известность.
  • Непосредственно проведение IPO.

Цели каждого из этапов одинаковы – привлечение дополнительных оборотных средств. Чем больше – тем лучше (главное, не перестараться, лишние деньги могут только повредить бизнесу), чем дешевле – тем лучше, чем больше срок для возврата – тем лучше.

Вот и смотрите: стоимость средств кредитов и облигаций – это проценты и купоны (в случае купонных облигаций) плюс стоимость размещения, размер расходов предсказуем и четко определен. Срок этих средств – срок кредитования или выпуска займов, после которого денежные средства компания должна вернуть.

А срок средств акционеров просто-напросто отсутствует. С точки зрения компании – бессрочно!

Стоимость привлечения средств акционеров на первом этапе равна выплачиваемым дивидендам, размер стоимости которых совершенно непредсказуем. Если у компании не будет прибыли, то и не будет дивидендов. А если будет сверхприбыль, будет ли это означать сверхдивиденды? Нет, конечно.

Стоимость привлечения средств для компании на последнем этапе – это себестоимость проведения IPO.

В чем же выгода проведения IPO? Тут тоже достаточно просто. Посмотрите выше, я уже указал, что стоимость размещения акций на бирже может достигать 6% от объема. Это значит, что при успешном IPO остальные 94% превращаются в денежные средства, полученные без всякого срока и четко прописанных обязательств! Разве не здорово? Ради этого любой акционер поделится частью своих акций.

Выгода для компании очевидна. Если IPO проведено грамотно, если компания отвечает потребностям будущих акционеров, то она получит свои 94%, которые, безусловно, направит на собственное развитие. А те, кто приобретет акции при размещении на рынке, станут акционерами и инвесторами. Ведь, напоминаю, инвестиция – есть долгосрочное вложение средств с целью получения прибыли.

Есть, конечно, и другие стороны IPO, выгодные для акционеров. Так, в результате проведения IPO резко возрастает ликвидность акций компании, и действующие акционеры, желающие выйти из дела, могут очень быстро продать свои акции. Также, реалии жизни таковы, что IPO зачастую используют как метод защиты от рейдеров. Ведь захватить контроль над обществом, акционерами которого являются сотни и тысячи лиц, гораздо сложнее, нежели если речь идет о одном-двух.

 

Итак, выгоды компании налицо. Но в чем же выгода наших акционеров? Я умышленно пишу именно «акционеров», а не «инвесторов», и вы поймете почему.

Материальные выгоды акционеров могут быть только двух видов: дивиденды и перепродажа. Не будем принимать во внимание тех лиц, которые приобретают акции с целью контроля над предприятием, у них, конечно, существуют и другие выгоды.

 

Вот мы и пришли к ответу на ключевой вопрос, что же такое наш фондовый рынок, что такое вложения в акции – спекуляции или инвестиции? Если вы приобретаете акции предприятия при их размещении, то вы – инвестор; если ваша первичная цель – выгода от перепродажи ценной бумаги, то вы – спекулянт.

Теперь вернемся к нашим баннерам. Кто ж такие трейдеры на рынке? Да торговцы, цель которых дешевле купить и дороже продать. Синоним слова трейдер – слово спекулянт.

Ну и что? – скажете вы. – Всякий имеет право покупать и продавать акции, компании от этого только лучше, ведь ее котировки растут, если все хорошо. Значит, и трейдер – тоже инвестор, коль пользу компании приносит.

Кстати, как вы думаете, если вы сегодня решили купить на рынке акции на длительный срок, то станете инвестором?

Нет, это не так. Компания действительно получает инвестиционные средства в результате размещения своих акций на рынке, но потом от их котировок компании или активности участников – ни холодно, ни жарко. Смотрите сами, привожу пример.

На рынке было размещено 700 тыс. акций компании по средней цене 10 рублей. При этом количество акций компании возросло до 1 млн. штук. Пусть себестоимость размещения – пресловутые 5%. Таким образом, инвестиции в компанию составили 700 * 10 * (1 – 5%) = 6 650 тыс.руб.

Прошло время, и стоимость акции возросла до 20 рублей. Таким образом, акционерный капитал общества стоит теперь не 10, а 20 млн.рублей. Ну и что? Компания-то денежных средств не получала, если, конечно, за это время не занималась спекуляцией своими же акциями. Так кто же получил выгоду-то? Да те самые спекулянты, которые купили за 10-11 руб., а продали за 19-20 руб.

А компании – ни холодно, ни жарко, денег у нее не прибавилось. Разбогатели ли инвесторы, те, которые вложили деньги в акции, но не продали их? Нет, не разбогатели. Что толку от самой ценной бумаги, хлеб на нее не купишь. Инвестор разбогатеет только при получении дохода в виде дивидендов или же тогда, когда продаст акцию.

Польза от спекулянтов для акционерного общества только одна – увеличение ликвидности ее акций и реноме. Но и то и другое не имеет прямого отношения к инвестициям.

И все-таки есть еще один плюс для компании, когда котировки ее акций растут. Управляющий акционер может привлечь кредитные средства, предоставив свои акции в залог банку. Но все-таки это будет кредит, возвратные и платные средства.

 

Так как фондовый рынок России все-таки гораздо более спекулятивен, чем, скажем, в Европе, он похож на воздушный шарик, который то надувается, то раздувается. Рынок российских акций, в основном, обеспечен желанием трейдеров заработать побольше и побыстрее. Однако, если кто-то получает прибыли, значит, кто-то и терпит убытки. Статистика, увы, беспристрастна: не более 10% желавших заработать на фондовом рынке действительно получают доходы. Остальные терпят бедствия, теряя порой все вложения.

Все это напоминает игровой клуб, куда все стремятся попасть, чтобы обогатиться, но большинство выходит из него с потерями. Смотришь на график изменения цены акции и волей-неволей ловишь себя на мысли, что если б вот здесь купить, а вот здесь продать, то можно было б сделать 1500% годовых!  Вот и получается, что спекулятивное участие в торгах – это игра, в которой выигрывает более опытный. Для стороннего примера: в покер или преферанс также выигрывают более опытные. Хотя пример не очень-то удачен, все-таки биржа – не карточный стол. Но все же спекуляции на ней подвластны больше законам игры, а не экономическим законам.

Однако, чем дольше ты в игре, тем больше у тебя опыта, тем более вероятно, что ты выиграешь. Это – факт. Отсюда следует столь интенсивная реклама, цель которой привлечение все новых и новых игроков на бирже. Дилерские компании зарабатывают на комиссиях от сделок на бирже. Чем больше сделок – тем больше прибыль. Управляющие компании манипулируют привлеченными на рынок средствами: заработал прибыль – существенную часть себе; получил убыток – ну, что ж, рынок виноват. И все профессиональные участники рынка акций знают: чем больше на нем денег, тем вероятность проиграть снижается. Пусть проигрывают лохи, наш опыт, сын ошибок трудных, даст нам достойный доход. При этом для стабильного роста нужен стабильный положительный поток в рынок.

 

Есть еще один скрытый казус, который не разглашают те, кто зовет играть на бирже – экономический. Со среднего школьного возраста мы знаем, что необеспеченные какой-либо продукцией денежные средства влекут за собой негативные экономические последствия. Инфляция – это минимальная плата за воздушный шарик из отдельно взятой валюты.

Какую продукцию производит спекуляция? Денежные средства перетекают из одних карманов в другие, какой-либо продукции эти обороты не производят. В результате постепенно зреет мыльный пузырь, который может просто сдуться (и тогда пострадают только лохи), а может и лопнуть. В биржевую спекулятивную игру подключаются банки, мощными потоками вливающие в рынок свои ресурсы и только увеличивающие вероятность схлопывания. На единицу произведенной акционерным обществом продукции все больше и больше денежных единиц, называемых капитализацией… Идет «развитие» компании, подкрепленное только котировкой акции и более – ничем.

Кризис 2008-2009 годов замечательно показал, что происходит в случае, если мыльный пузырь фондового рынка в одночасье лопается. Спекулянты (те самые якобы «инвесторы») срочно продают свои акции, их стоимость резко падает. В результате «лохов» становится слишком много, продажи приобретают панический характер. Банки – участники биржевых игр – терпят убытки. Если доля вложений в акции существенна, то ликвидность банка падает вместе с ликвидностью акций. А финансовые показатели компании – эмитента акций – практически не меняются, предприятие продолжает свою деятельность! И если кредитная нагрузка независима от фондового рынка, то условия ее деятельности почти не меняются.

Подобные мыльные пузыри лопаются не только во время кризиса. По сути, любая коррекция рынка акций – небольшой хлопок мыльного пузыря.

 

Что ж теперь, не спекулировать? – резонный вопрос на мою статью. Почему же? Пожалуйста, спекулируйте. Только не надо обольщаться, быть уверенным, что обязательно выиграете. Помните, что в клубе определяющими являются правила игры, а не экономические законы.

И главное – не надо лицемерить и называть себя инвесторами - благодетелями российской экономики.

Добавить комментарий

Записи